Что такое компенсация морального вреда потребителю?

Одна из сильных сторон Закона «О защите прав потребителей» связана со знаменитым понятием «морального вреда». Правоведы о моральном вреде говорят, что это физические и нравственные страдания гражданина. Человек в троллейбусе, в магазине, ремонтной мастерской понимает моральный вред как некую обиду, нанесенную ему тем, кто призван так или иначе обеспечить удовлетворение его повседневных потребностей, облегчить его быт, более того, тем, кто делает это за деньги. Поэтому-то человек считает себя вправе потребовать с обидчика, который не выполнил своих обязанностей, компенсировать эту самую обиду.

 

Главное же значение рассматриваемой компенсации состоит в том, что суд, определяя сумму компенсации, признает преобладание приоритета человеческого достоинства и заставляет нарушителя уплатить за понесенные потребителем страдания, возместить их. За годы применения рассматриваемого в данной статье закона суммы компенсаций морального вреда постепенно повышались. Так, одно из первых дел, выигранных в России в начале 1992 года, по замене некачественной микроволновой печи принесло выигравшему этот процесс потребителю компенсацию морального вреда в размере пятидесяти процентов стоимости спорной печи. Потом, как правило, стали присуждать компенсацию в размере 100 % от стоимости товара. Впоследствии, Верховный суд РФ указал судьям на то обстоятельство, что, вообще говоря, нет причиной связи между стоимостью вещи и размером компенсации морального вреда. 

В настоящее время в судебных решениях встречаются более высокие суммы компенсаций. Это свидетельство того, что в России, наконец человека стали воспринимать не как машину для переработки пищи или вешалку для одежды, а с его индивидуальной реакцией на происходящие, когда даже мелкое нарушение прав может вызвать достаточно серьезные последствия,  связанные со здоровьем, и с психологическим состоянием.

Необходимо заметить, что с началом использования рассматриваемого в данной статье Закона связан тот перелом, который произошел в отношении людей к судебной системе. Еще в конце восьмидесятых годов прошлого столетия права потребителей защищали некоторые из действующих норм старого советского права. Но очень не многие решались ими воспользоваться. Первым правозащитникам приходилось уговаривать людей обращаться в суд для защиты своих прав. Но им часто говорили в ответ: «Нет, я, пожалуй, не пойду, а то, не дай бог, меня там еще и засудят». А уже в девяностые годы прошлого столетия сложно найти человека, который будет опасаться, что, защищая свои права, он, скажем, будет оштрафован или попадет под арест.        

Автор статьи Дюжев-Мальцев Вадим Валериевич сайт www.youristy.ru      

Корзина

 x 
Корзина пуста
top