Основные права потребителей
Пятнадцатого марта 1962 года президент США Джон Кеннеди произнес речь, в которой провозгласил четыре основных права потребителей: право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию.
А двадцать три года спустя, девятого апреля 1985 года, была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», которая закрепила восемь основных прав потребителей, добавив к вышеперечисленным право на потребительское образование, право на удовлетворение основных потребностей в еде, питье, одежде, жилище, а так же право на качество, право на возмещение ущерба.
Практически все обозначенные выше права нашли отражение в отечественном законодательстве о защите прав потребителей.
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Российское гражданское законодательство закрепляет принцип свободы договора, как основополагающий. Это означает, что стороны свободны в определении условий заключаемого договора, которые формируются по их собственному усмотрению и могут содержать отступления от правил, определенных законодательством.
Таким образом, если стороны достигли договоренности о качестве товара, то нарушение указанных договоренностей будет рассматриваться как нарушение условий договора.
Если стороны не оговорили условие о качестве, то потребителю должен быть передан товар (работа, услуга), качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к товарам аналогичного рода. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению. Если же потребитель при заключении рассматриваемого договора информировал продавца (исполнителя) об определенных (конкретных) целях приобретения данного товара (услуги), то невозможность использования рассматриваемого товара (услуги или работы) для необходимых потребителю целей будет считаться недостатком товара.
Однако свобода договора не означает, что качество товара будет зависеть исключительно от желания сторон. Обязательные требования к качеству некоторых товаров устанавливаются соответствующими стандартами. Именно по этой причине закон специально устанавливает соответствующее правило, в силу которого если предметом договора является товар (работа или услуга), качество которого должно соответствовать обязательным требованиям стандартов, то переданный потребителю товар (услуга или работа) должны соответствовать обозначенным выше требованиям.